Главная
Темы дня
Спецпроекты
Акцент
Реклама
Архив
Облако пепла вызвало отмену более 20000 рейсов за четыре дня воздушного хаоса.
Skinput от Microsoft превращает человеческую руку в клавиатуру
Спасатели против времени.
Правые стремятся заполучить всю власть в Венгрии.
   Колонка комментатора    

Как выглядит Россия?

- 29.11.2008
Наша страна – огромная. Её просторы с запада на восток с трудом поддаются оценке. Потребуется очень много времени на то, чтобы объехать Россию всю целиком с тем, чтобы познакомиться с жизнью людей, как она есть. Инструмент статистики используется властью с целью изучить критические точки народного самочувствия. Крайние состояния народного бытия и сознания, за которыми может последовать взрыв гражданского неповиновения и революция, необходимо не только диагностировать, но и прогнозировать.

Государственная пропаганда соединяет в себе телевидение и радио, кино и музыку, печатные издания и интернет – ресурсы.

Она существует ради поддержания на плаву идеи патриотизма, ради сохранения ощущения целостности общества. Это благородные, хорошие цели. И, поэтому, талантливые люди находят счастье в том, чтобы работать на государство. Они, действительно, верят в то, что их усилия, их творческие решения принесут пользу обществу. Среди этих людей есть кинорежиссёры, сценаристы, писатели, поэты, художники. Нельзя не вспомнить и о музыкантах.

Не все имена известны на всю страну, за исключением пары – тройки хедлайнеров процесса. Наиболее яркой звездой российской киноиндустрии является Никита Михалков.

Его фильм – притча «12» вызвал целый шквал мнений, подчас противоречивых. Казалось бы, тема Чеченской войны сама себя исчерпала. Все точки расставлены, все выводы – сделаны. В данном фильме, эта тема является прологом ко всем последующим событиям. Что выше, что ценнее для нас, государство из людей, или государство в каждом человеке? Михалков проповедует первичность человека по отношению к институтам власти. Это глубокий уровень понимания гуманизма. Выражение драмы маленького человека – ребёнка. Той драмы, до которой ни у кого нет дела. Выражение без лишних слов. Меткими, рублеными образами. Мать, колесо велосипеда, заклинание – мольба: «говори по русски». С первых минут фильм приковывает внимание. До ощущения горького комка в горле. До отчаяния.

Чувствуешь именно отчаяние, когда видишь это вступление, это введение подростка в камеру, присяжных – в спортзал. С этого момента начинается совсем другая история, ведутся иные линии других, то успешных, то смешных, то пошлых, то страшных, то светлых судеб. Но. На всём протяжении этого заседания присяжных чувствуется чеченский мотив. Это в паузах, это висит в напряжённом, усталом, тёмном воздухе.

Когда картинка сменяется на сцены из недавнего прошлого Чечни, с танцами и выстрелами в воздух. С разрухой и страхом, с человеческой смертью, которая, кажется, приобрела собственную волю, независимую от решений противоборствующих сторон. Это уже не кажется прихотью режиссёра, неким ходом, преследующим определённую цель.

Здесь нет логики, это невозможно понять и объяснить. В этом видится русское, наше, азиатское исступление в светлом ключе. В позитивной направленности чувства. Так бывает когда любви в сердце больше, намного больше, чем может вместить пространство, видимое глазами.

Фильм содержит в себе чувство, которое глубже, мощнее, ярче, чем вся внешняя атрибутика. Это внутреннее измерение. То, чего не видно глазами. Но именно оттуда, из этого измерения, из этого огромного океана, по волшебству скрытого в маленьком сосуде, идёт сила, заставляющая героев двигаться так, говорить так, реагировать так. Вот почему реплики разделены, диалога нет, диалогу нет места. Потому что участники процесса всё знают и, в тоже время, ничего не знают. Находятся в ведении и в неведении одновременно.

Сделать ничего нельзя. Помочь невозможно ничем. Установить истину не нужно никому. Есть другой момент, на котором акцентируется внимание: а что важно? Это не в сфере целесообразности поступков и решений. И правосудие здесь не играет никакой роли.

Персонажи разделены, но не социально, не классово, не идеологически, и, даже, не национально. Они разделены, разобщены, взаимно враждебны «просто так». Эта вражда, это непонимание надумано, пусто и незначительно.

Оно подобно мыльному пузырю. Это эфемерное, пустотное зло. Галлюцинация зла. Мираж глупости, манерной отчуждённости и химера гордыни. «я круче всех вас, вместе взятых, потому что у меня много денег» - заявляет всей своей фигурой, всей своей харизмой один. «я круче всех вас своим талантом» - без крика кричит манера другого.

Но это, на поверку, оказывается удивительно слабой, дико несостоятельной, и чудовищно вредной иллюзией. Той иллюзией, в которой мы просыпаемся и засыпаем. Той иллюзией, которая зарождается в нас с первых драк в песочнице. Драк за первенство. Цепляясь за это эгоистичное желание быть на гребне волны, на вершине горы (на зло врагам), мы теряем не только понимание человека; мы теряем ощущение человека в себе самих.

Мы перестаём быть просто людьми. Для нас гораздо важнее внешние атрибуты. Вот один персонаж потрясает своим талантом и себя самого и всех остальных. Но талант не его, это Божий дар, это его уникальная особенность, полученная не просто так, а для чего – то важного. Вот другой – гениально играет с острым как бритва ножом. Вот ещё один демонстрирует статусные сигареты. В другом контексте всё это показалось бы здорово (иными, молодёжными, словами «Кульно»).

Но решается судьба. Человека. Проблема в том, что эти 12 не являются, вполне, людьми. Они живут среди таких – же человекоподобных существ. Они работают с ними, берут у них в долг, занимают им. И они могут решить что – то для себя. Они могут выбрать что – то для себя, будь то машина, галстук, костюм, любовница, марка сигарет и так далее.

Но.
Человеческий выбор гораздо труднее. Потому что для начала необходимо разбудить в себе человека. Найти в себе хоть что – то человеческое. Назвать этот фильм своевременным мало. Это творческая работа Никиты Михалкова, которая должна была появиться. Не по разумному рассуждению, не по политической целесообразности.

Это веление свободного, человеческого сердца. Не фальшивка, не желание выслужиться перед силовиками – пусть многие именно в этом видят причину появления фильма. Все их доводы разбиваются не сразу, не вдруг. Даже не после того, как в кинозале зажигается свет.

Должно, видимо, пройти некоторое время. Должен придти некоторый жизненный опыт. Должны угаснуть болотные огни эгоистичных оценок, должны развеяться пустые обиды. Галлюцинации прекратятся, Форма вернётся в положенные ей природой рамки. Содержание проступит так, как ему должно и там, где это по – человечески, нормально, благотворно, разумно. Только тогда станет ясно, что главным действующим лицом фильма 12 является бездействие, главным оратором – молчание.

Почему? Потому что человеческое в нас не говорит, не действует, не принимает решений и, не несёт ответственности. Оно не свободно, не живо, не счастливо, не удовлетворено даже.

Человеческое мертво. Все люди в кадре – живые мертвецы, вольные узники собственных иллюзий. Чувство сострадания возникает не только к этому чеченскому пареньку. Он не обращает внимания на холод тюрьмы, этот холод, физический и моральный. Он начинает свой танец. И на этом все слова становятся ненужными.

Этот фильм не сопровождается буддийской проповедью сочувствия ко всем существам. Там нет цитат из Библии. Однако, в фильме достаточно много буддийской символики. Много неких визуальных коанов – задач без ответа.

Много споров вызвал тот заключительный эпизод, в котором герой Маковецкого обращается с последним словом к … птичке. Этот эпизод, если рассматривать его с позиций рассудка, абсолютно не имеет смысла.

Казалось бы, истина восторжествовала. Поскольку, именно герой Маковецкого привёл неопровержимые доказательства ложной мотивации обвинения. Было бы логично, если бы свои слова он сказал именно этому, оправданному решением присяжных, подростку.

Но он обращается к другому, бессловесному, живому существу. Лететь или оставаться? Жить или умирать? Идти вверх или вниз? К кому, на самом деле, обращается этот господин? Ко всем нам, ни к кому, к самому себе, к пустоте? Пустота входит в помещение через открытые им окна. Она входит, врывается, врезается в затхлую, душную атмосферу спортзала, в мирок бессмысленных, пустых лиц – масок – теней – призраков.

Заряды мёртвого снега, как пепел, как пустое, бесполезное вещество. Как сама смерть с её снежным, бело – серым дыханием. И нет больше повода для шуток, разговоров и ссор. Всё кажется ненужным и нелепым. Человек предстаёт во всей полноте своей пустоты.

Человек, это пустыня, бесплодная пустыня, которая возникла неизвестно когда, неизвестно зачем. Человек, это загадка, тайна, великая ценность, произведение высочайшего искусства, дитя вселенского божественного замысла. Игрушка природы, щепка в слепых и холодных стечениях обстоятельств. Источник любви и прибежище любви. Человек.

Тут даже не рефлексия по поводу того, что вот, благодаря человеку, который мало говорит и много делает, справедливость восторжествовала. Поскольку единичная победа правды над кривдой ничего не может изменить в состоянии целого общества. А мы уже знаем, какое оно, из кого оно состоит.

Тем более ярко осветилась проблема разобщённости и вражды. Когда люди друг для друга являются топью, трясиной (под коркой внешнего лоска). С христианской точки зрения, здесь показана картина запустения. Это пустыня, злая многолюдная пустыня, в которой можно блуждать бесконечно, без выхода. Пустыня, в которой так легко пропасть.

Что же делать? Играть в единство, в общую цель, притворяться сильными национальной идеей, богатыми культурным и духовным наследием? Не это хотел сказать Никита Михалков. Да, нельзя отрицать такое явление, как нео - комсомол, с его максималистским желанием видеть во всём благую роль партии с медведем на эмблеме и с Путиным у руля. В тоже время, достаточно ощутимо даёт знать о себе оппозиция.

Но не в этой плоскости работа Михалкова. Не об этом он говорит. Мастер вне политики. Творение его рук можно использовать так или иначе. На основе видеоряда фильма «12» можно создавать самые противоречивые теории. Но это всё не то. Это глубоко христианский фильм с восточным, языческим, скифским акцентом. Это вызов без истерики. Это ощутимый удар по засорившейся трубе, которую не в силах прочистить никакое средство. Или пробьётся чистая вода, смывая с собою засор, или труба треснет по всей длине и не будет уже ни застройщиков, ни риэлтеров, ни судов присяжных. Эта пустая грязь не где – то там. Она в нас самих. Именно ею заросли наши души. Именно в ней без надежды на спасение пропадают люди, с виду такие благополучные.
Русскому человеку плохо!
Просто, человеку плохо!
Прислушаться к ближнему, что он скажет, когда слова о приобретениях, кредитках и напитках иссякнут? Когда мусор принимает то одну форму, то другую, когда пустота клубится причудливо и бессмысленно; этим можно восхищаться, через это можно упасть в просветление.

Но.
Тут речь о человеке. Как христианство смотрит на человека, любого, неважно, на какой стадии жизненной он сейчас находится? И откуда взялось это определение «ближний»? что значит это слово для конкретики жизни? Ближний, это тот, кто одет как я, говорит как я, думает как я, разделяет мои идеалы? Нет, это близкий по духу мне человек. Это угодный, выгодный мне человек. Это корыстная дружба.

А здесь ближний. Надо сказать, что само появление этого понятия – вызов нашему обществу. А ведь фильм Никиты Михалкова именно о ближнем. От человека к человеку естественным образом что – то светлое должно идти. От человека к человеку. Это живое, деятельное христианство, к слову, другого христианства просто не существует.

Истинная суть жизни подобна жалким граммам золотого песка в тоннах пустой породы. Таковым, к сожалению, является реальное положение дел. Как режиссёр, Никита Михалков может быть подвергнут критике за некоторые огрехи, которые в этом фильме есть. Не всё достоверно. Перегибы есть. Неточности есть.

Но сама идея, сама мысль, а точнее, само христианское чувство, под которым и из которого всё это получилось так, как получилось. Вот это достойно внимательного взгляда. Идеально следовать за Христом у кого из нас получится? Парадокс в том, что чистую, полезную и благую мысль почти невозможно высказать. В то время как вредоносные состояния ума размножаются устрашающе быстро.

Фильм «12» был сделан на студии Никиты Михалкова «Три Тэ». Однако, восемь лет назад, в 2000м году, эта же студия выдала такое, что можно дарить вместе с фильмом «12» хорошим людям так, как если бы речь шла о двух одинаково полезных книгах, написанных разными авторами.

Но об этом поговорим в следующий раз...

Павел Панфилов


29 ноября 2008


Версия для печати
 
       Актуальные статьи:

 
14.02.2010  Россия начинает налаживать отношения с соседями.
 
3.01.2010  Полиция подстрелила человека, который напал на художника, изобразившего Мухаммеда.
 
27.12.2009  Провалившаяся террористическая атака на американском самолете.
 
21.12.2009  Похмелье после виски намного тяжелее, чем после водки.
 
8.11.2009  Документальный фильм о "Гуантанамо".
 
25.08.2009  Афганистан забывает о женщинах
 
7.07.2009  Церемония прощания с Майклом Джексоном.
 
30.06.2009  В Шанхае упал жилой дом.
 
29.06.2009  Сын Ющенко в центре скандала.
 
26.06.2009  Фестиваль MIGZ
 

   Новости: Политика    
 
•  Чавес угрожает прекратить поставки нефти в США
 
•  Китай и США продолжат курс на сближение.
 
•  Визит нового премьер-министра Великобритании в Афганистан.
 
•  Переговоры между Индией и Пакистаном пройдут в июле
 
•  Путин начал пиар-кампанию для возвращения на пост президента России.
 

   Новости: Экономика    
 
•  Греция просит о помощи.
 
•  Китай продолжит свою экономическую политику в 2010 году
 
•  Медведев даёт указания Газпрому не принимать изменения в договорах с Украиной.
 
•  К конце 2009 года инфляция не превысит 12%
 
•  Возможностей инвестирования пенсионных накоплений теперь больше
 

   Новости: Регионы    
 
•  Якутия - перспективный регион.
 
•  В Забайкалье запущен крупннейший золотодобывающий рудник.
 
•  Открылась первая в стране игровая зона
 
•  Ямал ждет студентов.
 
•  Киров переименовывают.
 

   Новости: За рубежом    
 
•  Компания Google пытается найти новый подход в Китае
 
•  Иран направляет в Газу суда с гуманитарной помощью
 
•  16 человек погибло в результате штурма израильскими войсками флотилии мира, перевозившей гуманитарную помощь в сектор Газы.
 
•  В понедельник Куба начнет передачу политических заключенных в их родные провинции.
 
•  Британская актриса обвиняет Романа Полански в сексуальных домогательствах
 

 © 2004-2008 Kommentator.ru Все права защищены. E-mail: info@kommentator.ru
 "Комментатор", Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 77-20354